Ласкаво просимо до нашого садка!

За порадою до логопеда

Учимся различать свистящие и шипящие звуки

    С  первого  дня  жизни  ребёнка  окружают  звуки.  Их  так  много,  что  они сливаются в монотонный шум. Проходят долгие месяцы, прежде чем ребёнок начнёт  каким  -   то  образом  классифицировать  услышанное.  Потом  пробует сам издавать звуки, подражая  в первую очередь интонациям взрослым. И вот наконец -  то мы дождались первых слов. Но почему же  всё невнятно? Почему речь ребёнка можно понять только в конкретном случае?

   Из  чего  же  состоит  непонятность?  Из  многочисленных  замен  сложных звуков  на  более  простые  в  произношении  (шапка  -  сяпка),  выпадения сложных  звуков  (молоко  -   мооко)  и  простых  в  сложной  позиции  (компот  -  копот],  обмен  слогов  и  звуков  между  собой  (свадьба  -   свабдя).  И  всё  это превращает  фразу  «цветочек  улыбнулся»  в  «итосек  иинуся».  Не  стоит расстраиваться  и  бить  тревогу,  если  это  происходит  в  два  года.  Главное, чтобы  взрослые,  окружающие  ребёнка,  в  этот  момент  не  сюсюкались  с  ним. Нужно  продолжать  говорить  правильной  речью.  Для  того,  чтобы  захотеть совершенствовать  свои  произносительные  умения,  ребёнок  должен испытать  дискомфорт,  уловить разницу  в  произношении.  Тогда  он поставит  перед  собой  цель:  научиться  говорить,  как  все,  -  и  будет продолжать тренировки.

   «У  меня  получился  новый  звук.  Показать?  (ш-ш-ш).  и  что  теперь  с  ним делать? Я  слышал,  взрослые  говорят  его,  но  в  каких  словах?»  Когда  ребёнок сталкивается  с  такой  проблемой,  он  нуждается  в  помощи  и  поддержке взрослых.  А  как  ответить  на  его  вопросы?  «Что  с  ним  делать?»  Говорить, повторять, чтобы не забыть. «В  каких словах?» В тех,  где раньше заменял  его на  -С-.  И  после  такого  решения  ребёнок  или  частично,  или  полностью исключает  -С-  из  речи.  Тогда  он  начинает  разговаривать  так,  как  мальчик  в стихотворении:

- Шлушай, кот, и повторяй:

Шом, шорока, шад, шарай.

Но смеётся кот  в ответ:

- Да таких и шлов-то нет!

     Смешно?  Но  в  то  же  время  нужно  быть  начеку,  следить,  чтобы  новое умение не оказало медвежью услугу. Такая речь может автоматизироваться, и  тогда  придётся  учиться  произносить  свистящие  звуки.  Но  чаще  всего ребёнок  произносит  и  свистящие  и  шипящие.  В  таком  случае  сегодня  он называет  папу  Сашу  каждый  день  по-разному:  Саса,  Шаса,  Шаша,  Саша.  И таких  слов  в  его  речи  очень много. Когда  он  будет  произносить  правильно? Когда  запомнит  произношение  всех  этих  слов.  Всё  зависит  от  степени развития  его  слуховой  памяти.  У  некоторых  этот  период  длится  два  -   три месяца, у некоторых год. Для того, чтобы не растягивать это «удовольствие», можно  поиграть  с  малышом  в  игры  на  дифференциацию  звуков.  Также можно  заучивать  наизусть  стихотворения.  Сложности  могут  возникнуть только  при недоразвитых фонематических процессах,  когда ребёнок вообще не может услышать,  есть ли  трудный  звук  в  слове,  не умеет  определять  его местонахождение.  Но  самое  важное  на  этом  этапе  -   это  следить  за  речью ребёнка  в  повседневной  жизни,  давать  своим  произношением  пример  для подражания. И тогда очень скоро ребёнок обрадует вас чистотой своей речи.

УДАЧИ ВАМ,  ДОРОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ!

діти